Одним из важнейших требований, предъявляемых к сервисам на базе ЦОДа, является их доступность. Это означает, что риски, связанные с созданием дата-центра и его эксплуатацией, должны быть сведены к минимуму.
Андрей Павлов, Дмитрий Кусакин, Дмитрий Басистый в статье «Управление проектом создания ЦОДа. Как сложить мозаику стандартов?» (журнал «ИКС», 2013, № 8–9) всесторонне проанализировали текущую ситуацию с нормативно-технической документацией и систематизировали основные проблемы, которые приводят к недопониманию между основными сторонами процесса создания дата-центра — заказчиком и исполнителем.
Российским заказчикам свойственно отсутствие доверия к тому, кто этот проект разрабатывает и выполняет. Скажем, европейцу или американцу никогда не придет в голову повлиять на решение проектировщика. Там все просто: заказчик предоставляет исходные данные исполнителю и не вмешивается в процесс. Все необходимые изменения вносятся только по согласованию с исполнителем путем дополнения или корректировки технического задания (ТЗ). В западных странах также принято, чтобы готовый проект передавался на рассмотрение независимой консультирующей компании, которая проводит его экспертизу и выдает заключение. Участие третьей стороны гарантирует оптимальное, неизбыточное решение, соответствующее предъявленным требованиям.
А в отечественной практике зачастую все перевернуто с ног на голову. Независимые консультанты к проекту обычно не привлекаются, зато очень часто заказчик диктует исполнителю свою волю в отношении архитектуры системы, вносит изменения по ходу проекта — причем, как правило, без документального оформления корректировок ТЗ.
Диктат заказчика нередко имеет негативное влияние и на ход выполнения проекта. Когда выбор поставщика оборудования осуществляется просто на основе минимальных цифр в строчке «общая сумма», навязываемое решение зачастую просто не работает.
И это лишь пара примеров из множества различий в подходах к построению дата-центра в России и за рубежом.
Status quo
Не углубляясь в причины того, почему Россия в течение последних двух десятков лет целиком перешла на импорт ИТ-технологий из-за рубежа, приходится признать, что и отрасль ЦОДов, как и вся индустрия ИТ, в течение последних лет шла в фарватере западных разработок. А потому не удивительно, что в нашей индустрии дата-центров такое широкое распространение получили рекомендации компании из США Uptime Institute (совмещающей функции консультанта и аудитора в одном лице) и стандарт той же страны TIA-942.
Еще одно опасение, высказываемое многими специалистами, связано с допуском зарубежных аудиторов в ведомственные дата-центры. Сложно представить, чтобы во времена существования «железного занавеса» представители американских компаний могли свободно проводить обследование инфраструктуры стратегически важных для государства объектов. Подобная предосторожность представляется разумной и в наше время, хотя не все государственные организации, строящие ЦОДы, с должным вниманием относятся к этому вопросу.
Эксперты отмечают, что к зарубежной сертификации в России прибегают в двух случаях — когда надо оценить результаты работы подрядчиков либо в маркетинговых целях, особенно если коммерческий ЦОД выходит на рынок. Ни то ни другое не может иметь отношения к государственным дата-центрам, поэтому сертификация таких объектов в Uptime Institute есть не что иное, как расточительство, выбрасывание на ветер государственных денег.
Как сложить мозаику?
Главная причина трений и недопонимания между исполнителем и заказчиком заключается в различном толковании нормативно-документальной базы, которая сопровождает каждый проект. Ведь любой из них уникален, и всякий раз требуется разработать четкий алгоритм и обоснованно распределить роли: что, кому, зачем и на основании чего надо делать. И именно в этот момент начинается поиск в дебрях нормативной документации подходящего к случаю стандарта или регламента, с которыми можно было бы соотнести все действия по ходу проекта.
Беда в том, что в российской практике на различных этапах процесса создания дата-центра (на стадиях предпроектной подготовки, разработки технических решений, во время строительных работ, испытаний и ввода объекта в эксплуатацию) применяются стандарты, нормативы и правила из множества различных областей. Они касаются не только технических решений, но также схем взаимодействия, принятия решений, состава и детализации проектных документов.
В связи с этим возникает масса вопросов. Например, как рассматривать ЦОД на этапе предпроектной подготовки — как объект строительства (и использовать стандартные подходы строительной отрасли) или же как комплексный объект, для которого в большей степени подходят стандарты создания автоматизированных систем (серия ГОСТ 34)?
Вопросы формирования общих требований к будущему ЦОДу лежат вне нормативного поля строительной отрасли. Соответственно, требования к нему как к объекту ИТ-инфраструктуры не являются частью процессов разработки проектных решений. С отменой СНиП 11-01-95 перестало быть обязательным и требование подготовки и согласования технико-экономического обоснования. Теперь подготовка такого документа — забота самого заказчика. А отсутствие стандартов и нормативов на состав и содержание ТЭО допускает множество толкований, что не идет на пользу построению надежного ЦОДа.
Примерно так же обстоит дело с техническим заданием на создание дата-центра: прямых норм для разработки документа с требованием к комплексу систем дата-центра не существует. А разработка заданий на проектирование, которую предполагает строительная практика, не является полноценным ТЗ на такой сложный объект, как ЦОД.
Целый клубок проблем возникает и на стадии выполнения проектных работ. Действующие в строительстве российские нормативы предполагают всего два вида документации — проектную и рабочую. Однако, по мнению российских экспертов, эта схема не совсем адекватна уровню сложности и ответственности объектов уровня ЦОДов. Рассмотрение, сопоставление, анализ, выбор и обоснование решений для ряда ключевых инженерных систем в высшей степени вредно переносить на этап подготовки проектной документации. Хорошей практикой при создании дата-центра является дополнительный этап проектирования — разработка эскизного проекта или концепции. Но повсеместному внедрению такой практики препятствует отсутствие четких норм подготовки эскизных проектов или концепций ЦОДа — в первую очередь касательно комплекса инженерных систем.
В огромную проблему может вылиться и такая простая, казалось бы, задача, как согласование заказчиком проектной документации. Ни в одной из систем действующих российских нормативов (ЕСКД, СПДС, ГОСТ 34 и проч.) этому вопросу не уделено должного внимания. А ведь отсутствие стандартов и лучших практик в этом аспекте ведет к перекосам и злоупотреблению своим положением со стороны как проектной организации, так и заказчика.
Очевидно, что определенные проблемы в нормативной базе могут приводить к возникновению конфликтных ситуаций, снижению качества проектных решений, а в конечном счете негативно влиять на уровень надежности дата-центра.
Риски эксплуатации
Еще один важный этап, с которым связаны серьезные риски работоспособности дата-центра, — это эксплуатация площадки. Этот параметр оказывает даже большее влияние на уровень доступности, нежели топология инфраструктуры дата-центра, физические компоненты и то, как они объединены друг с другом в систему.
Правильно организованный процесс эксплуатации дает возможность дата-центру в течение всего жизненного цикла давать планируемые результаты в абсолютно любых условиях работы. Площадки, где очень хорошо поставлен процесс эксплуатации, будут гораздо более производительны и надежны, чем те, где более сильный дизайн, но плохо организована эксплуатация и не обучен персонал. Нельзя полностью застраховаться от ошибок, но 50–80 % инцидентов происходит из-за неправильного действия персонала. Это не обязательно говорит о плохих намерениях, но часто свидетельствует о том, что сотрудники были слабо обучены и руководствовались чутьем, интуицией, а не знаниями или четкими регламентами.
Однако на рынке пока нет стандарта по эксплуатации дата-центров, где бы подробно описывался этот процесс — так, чтобы его можно было правильно оценить. Поэтому задача разработки документальной базы будущей эксплуатации как совокупности работ по поддержанию заданных параметров функционирования оборудования и систем представляется чрезвычайно важной.
Комплекс вопросов
Итак, серьезная проблема, возникающая на этапах создания и эксплуатации дата-центра, заключается в отсутствии единого стандарта, который закрыл бы весь комплекс вопросов по данной тематике. Отсутствует комплексный документ, который регламентировал бы все компоненты ЦОДа и ИТ-инфраструктуры в едином описании с учетом накопленного опыта и особенностей нашей страны.
Единый комплекс индустриальных стандартов необходим на всех этапах жизненного цикла дата-центра — от предпроектных работ до предоставления сервисов. Сегодня очевидно, что время национального стандарта, регламентирующего реализацию проектов создания ЦОДов, пришло. Этот стандарт должен определять участников проекта и их роли, а также этапы, процессы и документы, которые можно было бы рекомендовать для достижения оптимального результата. Он должен задавать определенные параметры качества для всей отечественной отрасли дата-центров и обеспечить обмен опытом всех участников этой индустрии.
Но индустрия дата-центров в России уже существует: накопленный опыт остается лишь агрегировать и переложить в документы. И именно сейчас отечественная индустрия дата-центров созрела для того, чтобы инициировать работу по подготовке стандартов. Возможно, часть стандартов придется разрабатывать, взяв за основу лучшие зарубежные практики и адаптировав их с учетом российской специфики, а какие-то стандарты могут стать уникальными и впоследствии оказаться полезными для мировой индустрии дата-центров.
Соответственно, необходима отраслевая структура с привлечением экспертного сообщества, которое заинтересовано в работе над стандартами в отрасли. Эта организация должна выполнять связующую роль между всеми участниками рынка дата-центров и правительством, с тем чтобы помочь им оказывать весь спектр услуг с четко оговоренными стандартами качества. И вполне очевидно, что эта организация должна быть независимая, некоммерческая.
Рождение Ассоциации
По счастью, рынок — саморегулирующийся организм, способный справиться с кризисной ситуацией. Попытки создания отраслевой организации с целью выработки стандартов для рынка дата-центров уже предпринимались и ранее. Но до ощутимого результата эта попытка была доведена лишь недавно, при создании инициативной группы, в состав которой вошли 17 компаний и физических лиц, выступивших учредителями. 4 сентября 2013 года состоялось учредительное собрание, на котором единогласно было принято решение о создании Ассоциации участников отрасли центров обработки данных. Президентом Ассоциации избран Алексей Дегтярев, генеральный директор ИД «Медиа Грус»; в правление вошли Андрей Павлов, генеральный директор ЗАО «Датадом», Алексей Солдатов, генеральный директор ООО «Датапро» и независимые консультанты — Дмитрий Басистый и Заурбек Алехин, ревизором избран Евгений Щепилов, директор сервисного центра компании «Ай-Теко».
По результатам учредительного собрания подготовлены и переданы на регистрацию в Минюст документы по созданию Ассоциации участников отрасли центров обработки данных, первоочередной задачей которой является разработка системы национальных отраслевых стандартов в области строительства и эксплуатации ЦОДов.
Основной причиной создания Ассоциации эксперты называют отсутствие хотя бы какой-то российской отраслевой системы сертификации. Нет государственных нормативов в отношении дата-центров, которые обеспечивали бы единый подход к строительству и обслуживанию этих объектов. Причем этих нормативов нет в отношениикак участников рынка, так и самих ЦОДов и сервисов, которые предоставляются на их основе. Как результат — в условиях разрозненности и недосказанности стандартов, а также при отсутствии какой-бы то ни было системы отечественной сертификации невозможно формировать адекватные требования в конкурсах, связанных со строительством и эксплуатацией дата-центров. Серьезный минус сложившейся ситуации в том, что до сего дня некому было защищать интересы участников рынка и координировать их инициативы по развитию индустрии ЦОДов на правовом поле.
Учредители Ассоциации участников отрасли ЦОД
Цели Ассоциации
Ассоциация ставит перед собой ряд стратегических целей. В первую очередь необходимо создать постоянно действующую структуру, представляющую интересы участников рынка, и превратить ее в организацию-контрагента для общения с государственными органами в интересах ее участников и всего рынка ЦОДов.
Свою деятельность в сфере разработки стандартов Ассоциация намерена начать со стандарта, связанного с процессом создания центров обработки данных, и сделать его национальным. Аналогов такого стандарта не существует ни в одной стране мира, потребность же в нем на российском рынке имеется с тех пор, как этот рынок начал зарождаться. А более глобальная цель заключается в том, чтобы сформировать и разработать целую систему национальных отраслевых стандартов в области строительства и эксплуатации ЦОДов.
Не менее важной задачей Ассоциации станет разработка инструментария многоплановых добровольных сертификаций ЦОДов на соответствие национальным отраслевым стандартам. Жесткое регулирование на открытом рынке отраслью не приветствуется, поскольку может стать серьезным ограничителем инициатив, которые являются двигателем в развитии этого рынка.
Наконец, Ассоциация ставит перед собой цель создать и поддерживать в актуальном состоянии базу знаний, распространять успешный опыт, включая международный, с целью повышения квалификации своих участников. Организация будет популяризовать лучшие практики строительства ЦОДов, заниматься исследованием тенденций развития рынка инженерных систем дата-центров, услуг и сервисов, телекоммуникаций, персонала и предоставлять рекомендации членам Ассоциации. В ее задачи входит также защита прав и интересов членов Ассоциации, координация их деятельности и обеспечение участников правовыми гарантиями. При этомдекларируется равный доступ в организацию физических и юридических лиц.
Создание Ассоциации — это серьезный шаг к тому, чтобы оказывать коллективное влияние на рынок и координировать его деятельность. Ее члены намерены принять участие в формировании и развитии правил рынка, нормативов и стандартов. Ассоциация предоставит доступ к общим информационным ресурсам, обеспечит достижение собственных целей каждого из участников и поддержит его инициативы, совпадающие с уставными задачами организации.
Наконец, Ассоциация предоставит льготные условия для получения маркетинговых материалов, участия в проводимых мероприятиях, партнерских программах.
Работа Ассоциации как независимой структуры позволит начать процесс саморегулирования индустрии ЦОДов, очертить границы и создать отрасль законотворчества и аудита в области дата-центров, которая поможет этому рынку стать цивилизованным. Центры обработки данных — это одно из стратегически важных направлений экономики нашей страны, обеспечивающее размещение сервисной составляющей, значение которой с каждым годом будет только увеличиваться. Без качественных дата-центров, без системного развития этой отрасли у нас нет будущего. n
По всем интересующим вопросам можно обратиться к Алексею Дегтяреву (a.degtyarev@dcunion.ru)
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0