Экспертные оценки

Проектирование ЦОДа – от науки к искусству

04 июня 2014 г. | Солдатов Алексей | Категория: Аналитика

Среди этапов жизненного цикла ЦОДа стадия эксплуатации занимает особое место. Потому что те ошибки, которые были допущены на этапе проектирования и строительства объекта, эксплуатационной команде предстоит "расхлебывать" на протяжении многих лет.

Если все прочие этапы создания ЦОДа занимают несколько месяцев, то эксплуатация дата-центров длится годами, причем этот срок удлиняется: поколение дата-центров, построенных в середине 2000-х годов, морально устарело уже лет через пять, а сегодняшнее поколение дата-центров строится в расчете на 10–15 лет. 

По статистике, 60% ошибок, которые происходят на стадии эксплуатации, закладываются именно на этапе проектирования и строительства. Поэтому о снижении числа просчетов проектирования и строительства, с которыми приходится иметь дело службе эксплуатации, надо задуматься на начальном этапе создания ЦОДа. 

Контроль качества проектирования и строительства напрямую сказывается на дата-центре, который вступает в фазу эксплуатации. Соответственно фаза проектирования и строительства должна во всех опорных точках проходить независимую экспертизу. 

В зарубежной практике независимая экспертиза получила серьезное подкрепление в виде развития института страхования. Независимая организация обеспечивает контроль качества и страхует сам проект с точки зрения финансовых рисков. В России о такой возможности пока говорить не приходится.

У нас риски лежат на заказчике, который в конечном счете отвечает за все. А без независимого контроля проектные решения, которые должны быть выполнены качественно, неосторожным движением мысли проектировщика или руки строителя могут превратить ЦОД уровня Tier III в объект уровня II или даже I. Поэтому контроль качества - один из краеугольных камней не только этапа проектирования, но и всех последующих этапов. 

Заказчик, хотя он зачастую и не специалист в сфере ЦОДов, как наиболее заинтересованное лицо, просто обязан понимать, что в итоге он получит от реализации проекта. А независимый эксперт должен быть связующим звеном, причем таким, которому заказчик мог бы доверять на 100%. То есть заказчик должен быть технически компетентен настолько, чтобы понимать, что проектировщик закладывает в данный проект. 

Одна из наиболее острых проблем, решение которой могло бы заметно снизить число ошибок, связана с тем, что отделы проектирования и эксплуатации обычно не работают вместе: как правило, отдел эксплуатации присоединяется лишь на последнем этапе создания объекта, а значит, он не может влиять на ход его строительства.

За время эксплуатации в ЦОДе может смениться не одно поколение оборудования, поэтому точно запланировать то оборудование, которое будет стоять в ЦОДе лет через десять, очень сложно. Многие проектировщики умеют грамотно чертить, но мало кто задумывается, что будет через 15 лет и как этот объект будет эксплуатироваться день за днем.

Еще один камень преткновения - компромисс между сложностью, качеством проекта и ценой. Реальный опыт и квалификация проектировщика постоянно с этим сталкиваются. Очевидно, что, не отвечая в полной мере за сам проект, контролирующая организация не сможет выполнить в полном объеме возлагающиеся на нее обязанности.

Помимо этого, еще одна проблема в том, что проектировщики сегодня не думают о стоимости владения. У них нет стимула думать о том, что со временем Capex существенно превысит Opex и сколько это будет стоить на протяжении 15 лет. Финансовый анализ чаще всего проводит консалтинговая организация, либо это опять же собственная экспертиза заказчика.

К тому же проект обязательно должен иметь запас. Проект, сделанный впритык, без запаса, возможно, идеален на бумаге и может понравиться инвестору. Но потом служба эксплуатации будет поминать лихом проектировщика. Одно из искусств, которое должен проявить проектировщик или руководитель проекта, состоит в том, чтобы заложить запас и убедить инвестора, что этот запас нужен.

Никакой, даже самый предусмотрительный проектировщик, не может все эти факторы учесть. Поэтому, чтобы проект был приемлемым, участие в создании ЦОДа собственной службы эксплуатации предприятия обязательно. И если бы проектировщик, кроме технического решения, разрабатывал еще и программу эксплуатации, он лучше бы понимал этот процесс и смог предусмотреть риски.

На практике в ЦОДах многие дефекты устраняются в процессе эксплуатации. Но дефекты не всегда страшны, если они устраняются задешево. В этом и заключается искусство проектировщика - не делать крупных, дорогостоящих ошибок. А мелкие ошибки ему всегда простят и будут с ним дальше работать.

Конечно, проектировщику нужно знать стандарты, надо следовать лучшим практикам, необходимо иметь опыт. Однако остается еще и такая вещь, как искусство проектирования. Избежать многих ошибок сможет тот, кто владеет этим искусством.

Алексей Солдатов,
генеральный директор компании DataPro

Теги: проектирование

Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментариев: 0

Регистрация
Каталог ЦОД | Инженерия ЦОД | Клиентам ЦОД | Новости рынка ЦОД | Вендоры | Контакты | О проекте | Реклама
©2013-2024 гг. «AllDC.ru - Новости рынка ЦОД, материала по инженерным системам дата-центра(ЦОД), каталог ЦОД России, услуги collocation, dedicated, VPS»
Политика обработки данных | Пользовательское соглашение